четверг, 7 февраля 2013 г.


Уважаемые коллеги!

Предлагаем включиться в обсуждение вопросов конференции: 

1.Проблемы включения художественного образования в ОУ.
2.Значимость музыкально – краеведческого материала в общем русле развития современной системы образования
3. Взаимодействие общего и дополнительного образования
4.Адаптационные и реабилитационные свойства педагогически организованной музыкальной среды

26 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Уважаемая Ольга Николаевна! Охотно принимаем Ваше приглашение для обсуждения заявленной вами темы "Значимость музыкально - краеведческого материала...", так как в последние годы наблюдается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению.Я, Надежда Владимировна Леонтьева, работаю в МБОУ «Опольевская ООШ» учителем музыки с 1993 года и по настоящее время. Окончила музыкальное отделение Муромского педагогического училища в 1984 году по специальности – учитель музыки, музыкальный воспитатель. По распределению работала учителем музыки в Юрьев – Польском педагогическом училище. В 2010 году принимала участие в разработке элективных курсов на базе ВИПКРО. Стала его лауреатом, защитив разработку элективного курса «Музыка лечит или…». С уважением Н.В.Леонтьева.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемая Надежда Владимировна!
      Варианты участия в конференции (как в очной, так и в заочной форме подробно указаны в информационном письме).
      По поводу включения Вами музыкально – краеведческого материала в урочную, а также во внеурочную деятельность, хотелось бы узнать конкретные способы, темы и варианты, в каких происходит его использование.

      Удалить
  3. Добрый день
    Педагоги нашей школы (МБОУ СОШ №21 г. Коврова) выразили желание участвовать в конференции, но непонятен технический формат: где собственно будет происходить работа (просьба указать конкретный URL и формат (обсуждение в форуме, видеоконференция, и т.д)).
    Заранее спасибо за ответ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Уважаемые коллеги!
      Формат обсуждения – свободный - на страницах данного блога.
      Подробности- в информационном письме( адрес для заявки, оплата взноса).

      Удалить
  4. Здравствуйте, коллеги. Присоединяюсь к обсуждению темы " Значимость музыкально- краеведческого материала"

    ОтветитьУдалить
  5. На мой взгляд, это актуальная тебя на сегодняшний день, хотя и затрагивается в музыкальной педагогике достаточно давно. О этой про Б.В. Асафьев писал еще в 30-е годы. Он сетовал, что вследствие неразвитости музыкального краеведения, вся история русской музыки написана на примере Москвы и Петербурга.
    Согласитесь, музыкальное краеведение очень важно для воспитания патриотизма, для знания истории родного края средствами музыки.

    ОтветитьУдалить
  6. Извиняюсь за ошибку. Исправляюсь "Это актуальная ТЕМА на сегодняшний день...

    ОтветитьУдалить
  7. Чудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. Еще Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) считал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Широко известны ставшие афоризмами высказывания выдающихся представителей человечества о значении и роли музыки в жизни людей. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Б.Шоу). «Музыка – универсальный язык человечества» (Г.Лонгфелло). «Если у человека не будет добродетелей, свойственных человечеству, то для чего же музыка?» (Конфуций). Этот ряд может быть продолжен…
    Тезис о важнейшей роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка выдвигали известные ученые – музыканты и педагоги Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская и другие.
    В области массового музыкального воспитания и образования накоплен большой практический и теоретический опыт. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства на личность начиналось в детстве. «…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»,- писал В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»[ 9, 52-53].
    По-моему, лучше не скажешь!!!

    ОтветитьУдалить
  8. Сущность музыкального краеведения состоит в изучении совокупности всех явлений музыкальной культуры края. Актуализация этой проблемы объясняется необходимостью проведения конкретных локальных исследований музыкальной культуры своего края и использование полученного фольклорного материала в школе.
    Применение музыкального краеведения в школе на уроках музыки несет в себе большую педагогическую значимость. Музыкально-краеведческий материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры школьников, развития музыкальных способностей, навыков поисково-исследовательской работы, повышения качества фольклорных знаний родного края, воспитывается духовная оседлость. Музыкальное краеведение усиливает и поддерживает связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона. В этом его непреходящая сила и ценность.

    ОтветитьУдалить
  9. Несмотря на существенные различия в условиях и содержании учебного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования, в педагогической науке было выработано единое понимание целей основного и дополнительного образования. Более того, в публикациях последнего времени находит отражение тот факт, что "система дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах". Да, школа дает образование базовое, общее. А дополнительное образование -необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

    Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.

    Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

    Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

    Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, ведётся внеклассная работа по музыке.
    Бабанова Татьяна Александровна

    ОтветитьУдалить
  10. Присоединяюсь к теме обсуждения…./учитель музыки МБОУ Костерёвской СОШ №1(Петушинский р-он) Бабич Наталья Владимировна/ Соглашусь, что музыкальное краеведение вопрос важный и нужный, и безусловно в программу уроков необходимо включать музыкальные произведения своего края, потому что обращение к своим корням действительно способствует духовному и нравственному развитию, становлению гражданской позиции (ведь патриотизм начинается с семьи и воспитания любви прежде всего к малой родине), развитию личности ребёнка, его эмоциональной сферы, эстетических чувств. Но считаю, что путь такого развития успешен лишь при включении ребёнка в активную музыкальную деятельность. Поделюсь небольшим опытом: несколько лет назад организовала в школе фольклорный кружок для всех желающих. Их оказалось не так много..всего 6 человек..причём разного возраста от 9 до 13 лет. Сначала изучали жанры народной песни, потом я предложила ребятам узнать о народной музыке своего края и мы стали изучать обрядовую систему,инструментарий, особенности традиций Владимирской области. Чтобы обогатить свои знания, мы обратились к источникам городского архива, беседовали с местными краеведами, собирали материал в различных библиотеках о быте, обрядовости, о характере и внешности крестьян владимирской земли. Собранный материал частично использовали при постановке календарных обрядов. Чем больше мы общались, тем больше становился интерес ребят к своему прошлому. Я видела как глаза моих детей светились радостью и добротой.Через год нашего совместного творчества мы оформили стенд из собранной информации. Но теперь глаза моих воспитанников светились по другому…они желали большего…и было решено совершить небольшую «экспедицию» в близ лежащие деревни чтобы пообщаться с бабушками…и если получиться записать песни. Песни мы записали одноголосные, разных жанров. Некоторые из них я использовала не только на кружке,но и уроках.Так, календарные "Жавороночки" и "Коляда-маляда" я изучала с ребятами начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе, использовала в сценарии новогодних и весенних праздников. Хороводы "Как у Ванюшке" и "Ой, да венчик мой" удачный вариант для кружковой работы. игровой хоровод с поцелуями "Ой, да венчик мой" - прост и интересен в исполнении и может продолжаться до бесконечности. Мы не просто обогатили свой творческий опыт, мы приобрели колоссальный опыт общения с людьми разного возраста и положения. Наш совместный проект научил ребят воспринимать «патриотизм» не просто как красивое и серьёзное слово…а как необходимую и важную часть своей жизни.




    ОтветитьУдалить
  11. Куликова Ольга Николаевна18 марта 2013 г. в 23:49

    Уважаемая Наталья Владимировна!
    предлагаем Вам разместить материалы данного проекта в пособии для учителя по включению краеведческого материала в преподавание музыки, которое в настоящее время готовится к изданию кабинетом искусства кафедры гуманитарного образования ВИПКРО
    Материалы Вы можете присылать по электронному адресу: belokolos@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лазарева Екатерина Николаевна, учитель музыки МБОУ Косинской оош, считаю важным включение музыкального краеведения в уроки музыки, но необходимо заметить, что внеурочная музыкальная деятельность предоставляет больше возможностей для реализации данной темы.

      Удалить
  12. Бичуренко Ольга Федоровна,учитель музыки МБОУ "Мстёрская СОШ Вязниковского района".
    Считаю вопрос включения краеведческого материала в урочную и внеурочную деятельность очень важным. В своей работе использую материал по творчеству вязниковского поэта-песенника А.И.Фатьянова, разучиваю с детьми песни на его стихи. А также обращаюсь к песням мстёрских поэтов и композиторов. Этот материал очень близок и интересен детям.

    ОтветитьУдалить
  13. Солодун Людмила Алексеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №47,включаю в работу материалы по творчеству Танеева С.И.,Бородина А.П. С учащимися 4-го класса организовала экскурсию в дом-музей Бородина в С. Давыдово Камешковского района. Экскурсия оставила у детей яркие впечатления, и учащиеся других классов проявляют желание тоже побывать на этой экскурсии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бичуренко Ольга Федоровна,учитель музыки МБОУ "Мстёрская СОШ Вязниковского района".
      Хотелось бы познакомиться с материалами экскурсии в дом-музей Бородина. Подскажите как выйти на организаторов экскурсии.

      Удалить
  14. Новоселова Е.Ю. учитель музыки Лухтоновская школа- интернат.
    В последние годы наблюдается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению.Каждый регион имеет глубокие исторические, культурные (в том числе музыкальные традиции).Музыкальное краеведение — музыкально-историческая дисциплина, занимающаяся изучением музыкальной культуры отдельных местностей (городов, областей, краев и пр.) и культурных центров и ареалов. Музыкальный фольклор, художественное творчество, концертная и театральная жизнь определенной местности выступают как предметы музыкального краеведения.
    Осенью 2012 года у нас проходил районный семинар музыкальных руководителей, где мною был представлен опыт работы с развлечением на тему " Покровские посиделки".Дети выступили с фольклорным репертуаром ( " Если хочешь быть военным", " Как по морюшку"), водили хороводы, играли в игры, показывали рукоделие. Все воспитанники приняли активное участие в данном мероприятии, прониклись культурой родного края.


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Солодун Людмила Алексеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №47.
      Прошу поделиться материалами о поэте-песеннике Фатьянове А.И. для использования в работе.

      Удалить
  15. Я, Бабанова Татьяна Александровна учитель МБОУ считаю что применение музыкального краеведения в школе на уроках музыки несет в себе большую пед деятельность музыкальное краеведение усиливает и поддерживает связь времен в этом его переходящая сила и ценность

    ОтветитьУдалить
  16. Здравствуйте! Вас приветствуют слушатели группы курсов ВИПКРО, учителя музыки - Ермилова А. Н.МБОУ "Воровская СОШ", Кузнецова Ю. Б.МБОУ СОШ № 15 г. Владимир, Донскова М. Н.МБОУ СОШ № 4 г. Меленки. Мы бы хотели принять участие в обсуждении темы "Роль музыкального воспитания в условиях гуманитаризации образования" - "Взаимодействие общего и дополнительного образования". Взаимодействие несомненно существует, так как задачи их реализации общие, но осуществляться они могут, как в условиях общеобразовательной школы, так и в школах искусств, дворцах детского творчества. А для реализации задач дополнительного образования в школе должны быть созданы определенные условия, характерные специфики предмета "Музыка". Детские школы искусств детей отбирают, экзаменуют для поступления, а в общеобразовательной школе занимаются все желающие. Это дает больше возможностей определить скрытый талант ребенка!

    ОтветитьУдалить
  17. Степанова Ольга Васильевна, учитель музыки МБОУ "СОШ №1". В нашем городе есть прекрасный краеведческий музей. Жители и гости города знакомятся с историей,культурой и природой нашего края. Учащиеся нашей школы частые посетители разнообразных выставок музея. Осенью 2012 года мы с учащимися посетили уникальную выставку " Эффект бабочки", познакомились с видами бабочек, смогла полюбоваться на красоту, которая сотворила природа.Замечательная экскурсия была проведена, с показом интересного мультфильма про бабочку.
    Уже на уроке музыки мы с детьми прослушали пьесу Э.Грига " Бабочка", рисовали бабочку,ребята самостоятельно нашли и разучили стихотворения про бабочку, а многие сделали поделки в виде бабочки.

    ОтветитьУдалить
  18. Уважаемые, коллеги!
    Подводя итоги конференции «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в современной России», хочется отметить , что все темы, затронутые на ней – сейчас весьма актуальны. И действительно, требуют активного обсуждения среди педагогического сообщества.
    Меня зовут Кузнецова Юлия Борисовна. Я работаю учителем музыки в МБОУ «СОШ №15» г.Владимира. Мне бы хотелось принять участие в обсуждении вопроса «Взаимодействие общего и дополнительного образования», поскольку я являюсь одновременно учителем музыки и педагогом дополнительного образования - тема мне эта близка.
    Сегодня, одним из важнейших условий развития личности выступает образованность .Для достижения обучающихся современного, высокого уровня обучения должны использоваться разные источники образованности :обучение в общеобразовательной школе; получение дополнительного образования; самообразование. Каждое из этих обучений равноправны в отношении другого. Главное для ребёнка – определиться, в какой области науки или искусства ему хочется получить углублённые знания, чтобы затем применить их во взрослой жизни.
    Из 23-х лет педагогической работы - 10 лет я работала педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы г.Суздаля. Поскольку я музыкант, мной была составлена образовательная программа «Эстетическое воспитание через хоровое пение».Это помогло мне создать хор – классы, которые в настоящее время стали почти редкостью в общеобразовательных школах. Младший школьный возраст -самый благоприятный для занятия хоровым пением: детям этот вид деятельности очень интересен; им очень нравится общение в большом коллективе; в какой-то мере, они на равных друг с другом. Все занятия проходили на базе общеобразовательной школы, что удобно для детей, а для родителей - возможность тесного общения с педагогом и учителем. Приятно отметить, что администрация и учителя школы с большим вниманием и пониманием принимали активное участие в творческом развитии детей ( в каждый класс, где проводились занятия были приобретены фортепиано; хоровые классы активно принимали участие на школьных праздниках и мероприятиях: в городских конкурсах и фестивалях). А иначе – как? Взаимодействие –это не только помощь друг другу, а разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребёнка как фактора, активно влияющего на развитие личности.
    Интеграция систем (общеобразовательное и дополнительное образование) сегодня стала необходимой, как никогда. Дополнительное образование это не результат , выраженный в оценке, сертификате и т.д., а шанс ребёнка на успех. Не случайно, работая сейчас учителем музыки в школе, я определила для себя новую тему для изучения и исследования: «Успешная самореализация ребёнка через вокальное исполнительство» .Я уверена в том ,что занимаясь вокалом, обучающиеся приобретают на занятиях знания для будущего жизненного успеха.

    Конечно, не всё так гладко в дополнительном образовании в школьных стенах. Работая в разных учебных заведениях - хочу затронуть и проблемы, которые отражаются на качественном образовании ребёнка: не всегда хватает свободных помещений для занятий; желает лучшего техническое оснащение (нужное количество микрофонов, несвоевременная настройки фортепиано; отсутствие современного усилителя и т.д.). Конечно, эта проблема упирается в деньги. Но надо постараться убедить администрацию школы, что данная растрата будет стоить дорогого - успешного нравственного и духовного развития ребёнка.
    Можно сделать вывод -роль музыкального воспитания в условиях гуманитарного образования очевидна. И я надеюсь, что перспектив данного образования в современной России будет больше, чем проблем.

    ОтветитьУдалить
  19. Интеграция систем (общеобразовательное и дополнительное образование) сегодня стала необходимой, как никогда. Дополнительное образование это не результат , выраженный в оценке, сертификате и т.д., а шанс ребёнка на успех. Не случайно, работая сейчас учителем музыки в школе, я определила для себя новую тему для изучения и исследования: «Успешная самореализация ребёнка через вокальное исполнительство» . Я уверена в том ,что занимаясь вокалом, обучающиеся приобретают на занятиях знания для будущего жизненного успеха.
    Ко мне на вокальные занятия приходят дети, далеко, не отличники. А это, как правило, не уверенные в себе, замкнутые, с заниженной самооценкой дети, но которые не могут без музыки и очень любят петь. И для меня очень важно найти скрытый талант каждого обучающегося и определить путь их развития. Этот путь намечается учителем и ребёнком индивидуально. Когда эти «избранные» дети собираются вместе в один коллектив и открывают (конечно не сразу, а приложив много времени и усилий) себя совсем с другой стороны. На основе полученных знаний, эти дети стали более полно ощущать свою значимость; появилась коммуникабельность и уверенность в себе, повысилась самооценка, активность. Концертная деятельность помогла им преодолеть страх стеснения, »неудобства» перед ровесниками, взрослыми. Согласитесь, не каждый из нас, учителей, владеет сценой , а здесь дети… А самое отрадное –благодаря дополнительному образованию в школе, среди моих воспитанников, появились желающие обучаться вокальному мастерству в музыкальной школе по классу «Вокал». Это здорово!

    ОтветитьУдалить
  20. Данный выше комментарий - продолжение статьи Кузнецовой Юлии Борисовны.

    ОтветитьУдалить