Уважаемые коллеги!
Предлагаем включиться в обсуждение вопросов конференции:
1.Проблемы
включения художественного образования в ОУ.
2.Значимость
музыкально – краеведческого материала в общем русле развития современной
системы образования
3. Взаимодействие
общего и дополнительного образования
4.Адаптационные
и реабилитационные свойства педагогически организованной музыкальной среды
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьУважаемая Ольга Николаевна! Охотно принимаем Ваше приглашение для обсуждения заявленной вами темы "Значимость музыкально - краеведческого материала...", так как в последние годы наблюдается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению.Я, Надежда Владимировна Леонтьева, работаю в МБОУ «Опольевская ООШ» учителем музыки с 1993 года и по настоящее время. Окончила музыкальное отделение Муромского педагогического училища в 1984 году по специальности – учитель музыки, музыкальный воспитатель. По распределению работала учителем музыки в Юрьев – Польском педагогическом училище. В 2010 году принимала участие в разработке элективных курсов на базе ВИПКРО. Стала его лауреатом, защитив разработку элективного курса «Музыка лечит или…». С уважением Н.В.Леонтьева.
ОтветитьУдалитьУважаемая Надежда Владимировна!
УдалитьВарианты участия в конференции (как в очной, так и в заочной форме подробно указаны в информационном письме).
По поводу включения Вами музыкально – краеведческого материала в урочную, а также во внеурочную деятельность, хотелось бы узнать конкретные способы, темы и варианты, в каких происходит его использование.
Добрый день
ОтветитьУдалитьПедагоги нашей школы (МБОУ СОШ №21 г. Коврова) выразили желание участвовать в конференции, но непонятен технический формат: где собственно будет происходить работа (просьба указать конкретный URL и формат (обсуждение в форуме, видеоконференция, и т.д)).
Заранее спасибо за ответ.
Уважаемые коллеги!
УдалитьФормат обсуждения – свободный - на страницах данного блога.
Подробности- в информационном письме( адрес для заявки, оплата взноса).
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, коллеги. Присоединяюсь к обсуждению темы " Значимость музыкально- краеведческого материала"
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, это актуальная тебя на сегодняшний день, хотя и затрагивается в музыкальной педагогике достаточно давно. О этой про Б.В. Асафьев писал еще в 30-е годы. Он сетовал, что вследствие неразвитости музыкального краеведения, вся история русской музыки написана на примере Москвы и Петербурга.
ОтветитьУдалитьСогласитесь, музыкальное краеведение очень важно для воспитания патриотизма, для знания истории родного края средствами музыки.
Извиняюсь за ошибку. Исправляюсь "Это актуальная ТЕМА на сегодняшний день...
ОтветитьУдалитьЧудодейственная сила музыки и ее влияние на человеческую душу известно с глубокой древности. Еще Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) считал: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи». Широко известны ставшие афоризмами высказывания выдающихся представителей человечества о значении и роли музыки в жизни людей. «Без музыки жизнь была бы ошибкой» (Ф.Ницше). «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой» (Б.Шоу). «Музыка – универсальный язык человечества» (Г.Лонгфелло). «Если у человека не будет добродетелей, свойственных человечеству, то для чего же музыка?» (Конфуций). Этот ряд может быть продолжен…
ОтветитьУдалитьТезис о важнейшей роли музыки во всестороннем развитии и воспитании ребенка выдвигали известные ученые – музыканты и педагоги Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Н.Шацкая, Н.Л.Гродзенская и другие.
В области массового музыкального воспитания и образования накоплен большой практический и теоретический опыт. Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства на личность начиналось в детстве. «…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»,- писал В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям»[ 9, 52-53].
По-моему, лучше не скажешь!!!
Сущность музыкального краеведения состоит в изучении совокупности всех явлений музыкальной культуры края. Актуализация этой проблемы объясняется необходимостью проведения конкретных локальных исследований музыкальной культуры своего края и использование полученного фольклорного материала в школе.
ОтветитьУдалитьПрименение музыкального краеведения в школе на уроках музыки несет в себе большую педагогическую значимость. Музыкально-краеведческий материал является средством формирования музыкально-эстетической культуры школьников, развития музыкальных способностей, навыков поисково-исследовательской работы, повышения качества фольклорных знаний родного края, воспитывается духовная оседлость. Музыкальное краеведение усиливает и поддерживает связь времен, поколений, преемственность в развитии музыкальной культуры региона. В этом его непреходящая сила и ценность.
Несмотря на существенные различия в условиях и содержании учебного процесса в учреждениях общего и дополнительного образования, в педагогической науке было выработано единое понимание целей основного и дополнительного образования. Более того, в публикациях последнего времени находит отражение тот факт, что "система дополнительного образования детей может и должна сыграть существенную роль в реализации новых целей образования, т.к. позволяет расширить содержание общего образования за счет изучения тех областей культуры, которые не представлены или представлены в слабой степени в школьных программах". Да, школа дает образование базовое, общее. А дополнительное образование -необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. И если общее школьное образование получают, как правило, все дети в более или менее одинаковом объеме, что определяется базисным учебным планом и стандартом, то дополнительное образование многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.
ОтветитьУдалитьГолос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога.
Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, ведётся внеклассная работа по музыке.
Бабанова Татьяна Александровна
Присоединяюсь к теме обсуждения…./учитель музыки МБОУ Костерёвской СОШ №1(Петушинский р-он) Бабич Наталья Владимировна/ Соглашусь, что музыкальное краеведение вопрос важный и нужный, и безусловно в программу уроков необходимо включать музыкальные произведения своего края, потому что обращение к своим корням действительно способствует духовному и нравственному развитию, становлению гражданской позиции (ведь патриотизм начинается с семьи и воспитания любви прежде всего к малой родине), развитию личности ребёнка, его эмоциональной сферы, эстетических чувств. Но считаю, что путь такого развития успешен лишь при включении ребёнка в активную музыкальную деятельность. Поделюсь небольшим опытом: несколько лет назад организовала в школе фольклорный кружок для всех желающих. Их оказалось не так много..всего 6 человек..причём разного возраста от 9 до 13 лет. Сначала изучали жанры народной песни, потом я предложила ребятам узнать о народной музыке своего края и мы стали изучать обрядовую систему,инструментарий, особенности традиций Владимирской области. Чтобы обогатить свои знания, мы обратились к источникам городского архива, беседовали с местными краеведами, собирали материал в различных библиотеках о быте, обрядовости, о характере и внешности крестьян владимирской земли. Собранный материал частично использовали при постановке календарных обрядов. Чем больше мы общались, тем больше становился интерес ребят к своему прошлому. Я видела как глаза моих детей светились радостью и добротой.Через год нашего совместного творчества мы оформили стенд из собранной информации. Но теперь глаза моих воспитанников светились по другому…они желали большего…и было решено совершить небольшую «экспедицию» в близ лежащие деревни чтобы пообщаться с бабушками…и если получиться записать песни. Песни мы записали одноголосные, разных жанров. Некоторые из них я использовала не только на кружке,но и уроках.Так, календарные "Жавороночки" и "Коляда-маляда" я изучала с ребятами начальных классов на уроках музыки в общеобразовательной школе, использовала в сценарии новогодних и весенних праздников. Хороводы "Как у Ванюшке" и "Ой, да венчик мой" удачный вариант для кружковой работы. игровой хоровод с поцелуями "Ой, да венчик мой" - прост и интересен в исполнении и может продолжаться до бесконечности. Мы не просто обогатили свой творческий опыт, мы приобрели колоссальный опыт общения с людьми разного возраста и положения. Наш совместный проект научил ребят воспринимать «патриотизм» не просто как красивое и серьёзное слово…а как необходимую и важную часть своей жизни.
ОтветитьУдалитьУважаемая Наталья Владимировна!
ОтветитьУдалитьпредлагаем Вам разместить материалы данного проекта в пособии для учителя по включению краеведческого материала в преподавание музыки, которое в настоящее время готовится к изданию кабинетом искусства кафедры гуманитарного образования ВИПКРО
Материалы Вы можете присылать по электронному адресу: belokolos@yandex.ru
Лазарева Екатерина Николаевна, учитель музыки МБОУ Косинской оош, считаю важным включение музыкального краеведения в уроки музыки, но необходимо заметить, что внеурочная музыкальная деятельность предоставляет больше возможностей для реализации данной темы.
УдалитьБичуренко Ольга Федоровна,учитель музыки МБОУ "Мстёрская СОШ Вязниковского района".
ОтветитьУдалитьСчитаю вопрос включения краеведческого материала в урочную и внеурочную деятельность очень важным. В своей работе использую материал по творчеству вязниковского поэта-песенника А.И.Фатьянова, разучиваю с детьми песни на его стихи. А также обращаюсь к песням мстёрских поэтов и композиторов. Этот материал очень близок и интересен детям.
Солодун Людмила Алексеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №47,включаю в работу материалы по творчеству Танеева С.И.,Бородина А.П. С учащимися 4-го класса организовала экскурсию в дом-музей Бородина в С. Давыдово Камешковского района. Экскурсия оставила у детей яркие впечатления, и учащиеся других классов проявляют желание тоже побывать на этой экскурсии.
ОтветитьУдалитьБичуренко Ольга Федоровна,учитель музыки МБОУ "Мстёрская СОШ Вязниковского района".
УдалитьХотелось бы познакомиться с материалами экскурсии в дом-музей Бородина. Подскажите как выйти на организаторов экскурсии.
Новоселова Е.Ю. учитель музыки Лухтоновская школа- интернат.
ОтветитьУдалитьВ последние годы наблюдается значительное повышение интереса к музыкальному краеведению.Каждый регион имеет глубокие исторические, культурные (в том числе музыкальные традиции).Музыкальное краеведение — музыкально-историческая дисциплина, занимающаяся изучением музыкальной культуры отдельных местностей (городов, областей, краев и пр.) и культурных центров и ареалов. Музыкальный фольклор, художественное творчество, концертная и театральная жизнь определенной местности выступают как предметы музыкального краеведения.
Осенью 2012 года у нас проходил районный семинар музыкальных руководителей, где мною был представлен опыт работы с развлечением на тему " Покровские посиделки".Дети выступили с фольклорным репертуаром ( " Если хочешь быть военным", " Как по морюшку"), водили хороводы, играли в игры, показывали рукоделие. Все воспитанники приняли активное участие в данном мероприятии, прониклись культурой родного края.
Солодун Людмила Алексеевна, учитель музыки МБОУ СОШ №47.
УдалитьПрошу поделиться материалами о поэте-песеннике Фатьянове А.И. для использования в работе.
Я, Бабанова Татьяна Александровна учитель МБОУ считаю что применение музыкального краеведения в школе на уроках музыки несет в себе большую пед деятельность музыкальное краеведение усиливает и поддерживает связь времен в этом его переходящая сила и ценность
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте! Вас приветствуют слушатели группы курсов ВИПКРО, учителя музыки - Ермилова А. Н.МБОУ "Воровская СОШ", Кузнецова Ю. Б.МБОУ СОШ № 15 г. Владимир, Донскова М. Н.МБОУ СОШ № 4 г. Меленки. Мы бы хотели принять участие в обсуждении темы "Роль музыкального воспитания в условиях гуманитаризации образования" - "Взаимодействие общего и дополнительного образования". Взаимодействие несомненно существует, так как задачи их реализации общие, но осуществляться они могут, как в условиях общеобразовательной школы, так и в школах искусств, дворцах детского творчества. А для реализации задач дополнительного образования в школе должны быть созданы определенные условия, характерные специфики предмета "Музыка". Детские школы искусств детей отбирают, экзаменуют для поступления, а в общеобразовательной школе занимаются все желающие. Это дает больше возможностей определить скрытый талант ребенка!
ОтветитьУдалитьСтепанова Ольга Васильевна, учитель музыки МБОУ "СОШ №1". В нашем городе есть прекрасный краеведческий музей. Жители и гости города знакомятся с историей,культурой и природой нашего края. Учащиеся нашей школы частые посетители разнообразных выставок музея. Осенью 2012 года мы с учащимися посетили уникальную выставку " Эффект бабочки", познакомились с видами бабочек, смогла полюбоваться на красоту, которая сотворила природа.Замечательная экскурсия была проведена, с показом интересного мультфильма про бабочку.
ОтветитьУдалитьУже на уроке музыки мы с детьми прослушали пьесу Э.Грига " Бабочка", рисовали бабочку,ребята самостоятельно нашли и разучили стихотворения про бабочку, а многие сделали поделки в виде бабочки.
Уважаемые, коллеги!
ОтветитьУдалитьПодводя итоги конференции «Проблемы и перспективы развития гуманитарного образования в современной России», хочется отметить , что все темы, затронутые на ней – сейчас весьма актуальны. И действительно, требуют активного обсуждения среди педагогического сообщества.
Меня зовут Кузнецова Юлия Борисовна. Я работаю учителем музыки в МБОУ «СОШ №15» г.Владимира. Мне бы хотелось принять участие в обсуждении вопроса «Взаимодействие общего и дополнительного образования», поскольку я являюсь одновременно учителем музыки и педагогом дополнительного образования - тема мне эта близка.
Сегодня, одним из важнейших условий развития личности выступает образованность .Для достижения обучающихся современного, высокого уровня обучения должны использоваться разные источники образованности :обучение в общеобразовательной школе; получение дополнительного образования; самообразование. Каждое из этих обучений равноправны в отношении другого. Главное для ребёнка – определиться, в какой области науки или искусства ему хочется получить углублённые знания, чтобы затем применить их во взрослой жизни.
Из 23-х лет педагогической работы - 10 лет я работала педагогом дополнительного образования в Центре внешкольной работы г.Суздаля. Поскольку я музыкант, мной была составлена образовательная программа «Эстетическое воспитание через хоровое пение».Это помогло мне создать хор – классы, которые в настоящее время стали почти редкостью в общеобразовательных школах. Младший школьный возраст -самый благоприятный для занятия хоровым пением: детям этот вид деятельности очень интересен; им очень нравится общение в большом коллективе; в какой-то мере, они на равных друг с другом. Все занятия проходили на базе общеобразовательной школы, что удобно для детей, а для родителей - возможность тесного общения с педагогом и учителем. Приятно отметить, что администрация и учителя школы с большим вниманием и пониманием принимали активное участие в творческом развитии детей ( в каждый класс, где проводились занятия были приобретены фортепиано; хоровые классы активно принимали участие на школьных праздниках и мероприятиях: в городских конкурсах и фестивалях). А иначе – как? Взаимодействие –это не только помощь друг другу, а разумное объединение специфических возможностей, усилий в организации среды жизнедеятельности ребёнка как фактора, активно влияющего на развитие личности.
Интеграция систем (общеобразовательное и дополнительное образование) сегодня стала необходимой, как никогда. Дополнительное образование это не результат , выраженный в оценке, сертификате и т.д., а шанс ребёнка на успех. Не случайно, работая сейчас учителем музыки в школе, я определила для себя новую тему для изучения и исследования: «Успешная самореализация ребёнка через вокальное исполнительство» .Я уверена в том ,что занимаясь вокалом, обучающиеся приобретают на занятиях знания для будущего жизненного успеха.
Конечно, не всё так гладко в дополнительном образовании в школьных стенах. Работая в разных учебных заведениях - хочу затронуть и проблемы, которые отражаются на качественном образовании ребёнка: не всегда хватает свободных помещений для занятий; желает лучшего техническое оснащение (нужное количество микрофонов, несвоевременная настройки фортепиано; отсутствие современного усилителя и т.д.). Конечно, эта проблема упирается в деньги. Но надо постараться убедить администрацию школы, что данная растрата будет стоить дорогого - успешного нравственного и духовного развития ребёнка.
Можно сделать вывод -роль музыкального воспитания в условиях гуманитарного образования очевидна. И я надеюсь, что перспектив данного образования в современной России будет больше, чем проблем.
Интеграция систем (общеобразовательное и дополнительное образование) сегодня стала необходимой, как никогда. Дополнительное образование это не результат , выраженный в оценке, сертификате и т.д., а шанс ребёнка на успех. Не случайно, работая сейчас учителем музыки в школе, я определила для себя новую тему для изучения и исследования: «Успешная самореализация ребёнка через вокальное исполнительство» . Я уверена в том ,что занимаясь вокалом, обучающиеся приобретают на занятиях знания для будущего жизненного успеха.
ОтветитьУдалитьКо мне на вокальные занятия приходят дети, далеко, не отличники. А это, как правило, не уверенные в себе, замкнутые, с заниженной самооценкой дети, но которые не могут без музыки и очень любят петь. И для меня очень важно найти скрытый талант каждого обучающегося и определить путь их развития. Этот путь намечается учителем и ребёнком индивидуально. Когда эти «избранные» дети собираются вместе в один коллектив и открывают (конечно не сразу, а приложив много времени и усилий) себя совсем с другой стороны. На основе полученных знаний, эти дети стали более полно ощущать свою значимость; появилась коммуникабельность и уверенность в себе, повысилась самооценка, активность. Концертная деятельность помогла им преодолеть страх стеснения, »неудобства» перед ровесниками, взрослыми. Согласитесь, не каждый из нас, учителей, владеет сценой , а здесь дети… А самое отрадное –благодаря дополнительному образованию в школе, среди моих воспитанников, появились желающие обучаться вокальному мастерству в музыкальной школе по классу «Вокал». Это здорово!
Данный выше комментарий - продолжение статьи Кузнецовой Юлии Борисовны.
ОтветитьУдалить